Сценический мониторинг
Многие звукоинженеры недооценивают роль сценического мониторинга в условиях "живого" исполнения. Эта немаловажная деталь позволяет устанавливать требуемый баланс и устраняет необходимость утомительной и порой безрезультатной борьбы с уровнем громкости аккомпанирующих инструментов
Многие звукоинженеры недооценивают роль сценического мониторинга в условиях "живого" исполнения. Эта немаловажная деталь позволяет устанавливать требуемый баланс и устраняет необходимость утомительной и порой безрезультатной борьбы с уровнем громкости аккомпанирующих инструментов. Музыканты оценивают работу звукоинженера по качеству звука на сцене. Создание условий, позволяющих исполнителю слышать самого себя в значительной мере обуславливает требуемый уровень аккомпанемента.
Плохой мониторинг сцены может расстроить игру самой слаженной группы. Плохой баланс мониторного микса (низкий уровень ритмической группы и аккомпанирующих инструментов) может стать одной из причин непопадания вокалиста в ноты, неритмичной игры музыкантов и прочих неприятностей.
Мониторы, располагаясь в непосредственной близи от исполнителей, не требуют большой мощности. Единственная проблема - небольшое расстояние до микрофонов. К счастью, они направлены динамиками к обратной стороне микрофона, и использование направленных микрофонов плюс приближение микрофона к исполнителю снижает вероятность самовозбуждения системы.
Расфазированные мониторы
Еще один способ снижения риска возникновения самовозбуждения - использование двух стоящих рядом мониторов, работающих в противофазе (микрофон располагается между ними). В этом случае микрофон менее чувствителен к уровню громкости мониторов, поскольку сигналы противоположных фаз гасят друг друга. Однако, это практически не сказывается на том, что слышит исполнитель, поскольку звук приходит к нему с различных сторон, и он слушает мониторы двумя ушами. Конечно, при такой схеме звук несколько размывается и плавает, ощущается потеря низких частот, но это с лихвой окупается возможностью увеличения мощности сигнала без самовозбуждения системы. Настоятельно рекомендуется использовать для инверсии фазы сигнала специально окрашенные провода или адаптер, а не специальные динамики или переключатель (это позволит производить быструю замену неисправного оборудования и предотвратит вероятность неправильного подключения).
Мониторы первого плана, второго плана и прострелы
Обычно корпуса мониторных колонок имеют форму трапеции, что позволяет располагать их на полу и направлять непосредственно на исполнителя, избегая излишнего загромождения сцены колонками и снижая уровень акустических отражений. Динамики мониторов должны обладать узкой дисперсией. Мощности усилителя в 100 - 250 W вполне достаточно для озвучивания сцены, а некоторые из моделей выполнены в виде активных колонок (при работе на большой сцене большого зала мощность мониторной системы может составлять несколько киловатт - примечание редактора). Это значительно упрощает инсталляцию системы, хотя и не способствует гибкости перекрестной коммутации в случае возникновения неполадок.
Применение прострелов - еще один метод увеличения уровня громкости звука на сцене. При этом предполагается, что микс для всей группы будет одинаковым (поэтому может возникнуть потребность в дополнительных индивидуальных мониторах), и с разных сторон сцены на уровне голов исполнителей устанавливаются обычные динамики. При таком подходе можно значительно увеличить мощность мониторной системы. Плюс ко всему использование мониторных колонок одного типа с портальными увеличивает степень совместимости системы, позволяя применять идентичные установки эквалайзеров и улучшая возможности резервирования.
Для снижения вероятности самовозбуждения необходимо уводить микрофон в сторону от ближайшей мониторной колонки. Допустимый уровень мониторного сигнала можно существенно повысить за счет обработки звука графическим эквалайзером. В качестве отправной точки отсчета рекомендуется принять установку эквалайзера основного выхода системы, а затем, используя один из описанных ранее методов, добиться повышения допустимой мощности мониторной системы.
Ушные мониторы
Беспроводные мониторные системы ушного типа имеют неоспоримые преимущества и уже получили широкое распространение среди профессионалов шоу бизнеса. Здесь применяются практически незаметные ушные мониторы, принимающие сигнал от передатчика, работающего в радиочастотном диапазоне волн, что обеспечивает неограниченную свободу перемещения музыканта по сцене. Звук приходит непосредственно в уши исполнителю, позволяя ему устанавливать необходимый уровень сигнала без каких-либо опасений по поводу самовозбуждения системы звукоусиления или проникновений посторонних сигналов. Подобные мониторные системы обеспечивают высокое качество подзвучки и позволяют снизить уровень шума на сцене. При эксплуатации ушных мониторов необходимо уделять особое внимание безопасности музыкантов, поскольку сигнал в наушниках обладает мощностью, достаточной для того, чтобы повредить слуховой аппарат исполнителя.
Переговорные устройства (talkback)
Переговорные устройства используются в случаях, когда несколько звукооператоров работают на расстоянии друг от друга (например, главный звукоинженер и звукоинженер, отвечающий за сценический мониторинг), а также в театрах. Переговорные устройства дают возможность координировать действия светотехников, звукоинженеров и технического персонала, управляющего сценическими эффектами
Встречается два типа переговорных устройств - открытые и закрытые. В открытых системах все микрофоны постоянно находятся в активном состоянии. Недостаток открытых систем - присутствие посторонних шумов, а также тот факт, что сообщение слышит не только адресат, но и все абоненты переговорной системы. Преимущество такого подхода заключается в том, что нет необходимости проводить какие-либо манипуляции для того, чтобы выйти на связь, и не надо думать об организации системы приоритетов.
В закрытых системах необходимо пользоваться переключателем каждый раз, когда необходимо послать сообщение. Такой подход позволяет снизить уровень посторонних шумов и перекрестных переговоров.
В настоящее время появились беспроводные переговорные устройства. Как и любые радиосистемы, они должны быть соответствующим образом сертифицированы (стандарт DTI). Беспроводные переговорные системы далеки от совершенства, и за свободу перемещения по залу оператору приходится расплачиваться стабильностью связи в различных частях зала, а также постоянной заботой об элементах питания передающего и принимающего устройства.
Нередко переговорные устройства различных типов используются в артистических комнатах, давая возможность исполнителям быть в курсе того, что происходит на сцене и в зале в момент их отсутствия.
Источник: Питер Бьюик, отдельные главы монографии "Live Sound", перевод Петра Бубеллова, редакция Константина Лакина