Спецэффекты – реальность или иллюзия?
Попытка вдохнуть жизнь в сценическое пространство, проявить неожиданные возможности осветительных приборов – одно из самых сокровенных желаний художника по свету
Попытка вдохнуть жизнь в сценическое пространство, проявить неожиданные возможности осветительных приборов – одно из самых сокровенных желаний художника по свету. Мир спецэффектов таинственен и своеобразен. Как и любое направление техники, развитие спецэффектов имеет свою историю.
Первые эффекты подарила нам сама природа и уже на заре развития человека подготовила подсознательное понимание того, что состояние окружающей среды влияет на настроение, усиливает или ослабляет визуальное восприятие происходящего вокруг.
Туман, лучи света, пробивающиеся сквозь облака, брызги дождя, закаты и рассветы, удивительная и дикая красота сверкающей молнии… Казалось бы все это, так просто и понятно, но каждый воспринимает подобные явления по-своему эмоционально. Управление настроением, создание понятной для человека обстановки, акцентирование определенных моментов происходящего действия – основная задача художников, в реализации которой, на спецэффекты возлагается роль усилителей видимых процессов.
Вполне естественно желание человека, живущего в урбанистическом мире, воспроизвести явления природы. Он хочет отвлечься от городской суеты и ощутить, пусть ненадолго, всю гамму чувств: от спокойного, лирического созерцания до урагана, взрыва эмоций. И только гармоничное, продуманное сочетание музыки, света и эффектов дает ему такую возможность. К ранним развлекательным спецэффектам можно отнести фейерверки, искусственное задымление пространства и фонтаны. Именно их можно считать первоосновой целого ряда технических средств. Тут очень важно понять следующий момент. Возможности современной шоу-индустрии практически неограниченны, но реализация некоторых из них возможна и необходима только в единственном, неповторимом виде. Мы рассмотрим универсальные средства, которые распространены повсеместно и доступны для любых организаторов развлечений. В связи с этим можно выделить основные группы специальной техники.
Дымовые машины и парообразователи. Генераторы плотных структур (пузырей, снега, пены, конфетти). Вентиляторы. Пиротехника.
На заре развития техники спецэффектов самым известным способом получения дыма было поджигание порошкообразной смеси химических веществ (аммония хлорид), в свое время горячо любимой кинематографами. Смесь готовилась специальными людьми на небольших лотках, поджигалась, а образовавшийся дым разгонялся при помощи лопатки. Это было непростое занятие, и специалисты по задымлению высоко ценились. В театрах и на концертных площадках использовался не менее интересный способ получения парообразной “субстанции”. Изготавливались специальные емкости в виде цилиндров, вставленные друг в друга. Во внутреннюю часть закладывался “сухой лед” (замороженная углекислота), а между стенками внешней и внутренней емкости заливалась горячая вода – происходило интенсивное испарение в виде пара. Принцип получения дыма при помощи сухого льда используется до сих пор.
Воистину революционным стало появление дымовых машин, использующих свойство интенсивного парообразования содержащих глицерин, доходящий до состояния кипения. Самое важное свойство этих дымов – их безвредность. Существенно и то, что появилась возможность построения управляемых машин, использующих такой пар. Первые устройства были примитивны. Из специальной емкости компрессором рабочая смесь (медицинский глицерин и спирт) подавалась в нагреваемую электрической спиралью камеру и через крошечное отверстие (используется эффект диффузного расширения) вырывалась в виде струи пара. Первые машины активировались в момент подачи электропитания на компрессор, и это уже была простейшая форма дистанционного управления.
Современные генераторы дыма используют тот же принцип, но совершенствуются схемы управления и обработки рабочей смеси, да и сама смесь также претерпела значительные изменения. У дыма, содержащего гликоли, существует только один недостаток – дым, мешает пению артистов на сцене, раздражает горло. По этой причине были разработаны специальные жидкости, в которых количество добавок снижено до нескольких процентов. Такие жидкости иногда называют бесконденсатными. Современную классификацию генераторов дыма (дымовых машин) можно представить в следующем виде:
Генераторы легкого дыма;
Генераторы среднего дыма;
Генераторы тяжелого дыма;
Генераторы тумана
Генераторы специальных дымовых эффектов.
В дополнение к классификации можно добавить еще ряд существенных моментов, тем или иным образом влияющих на конструкцию. По мере развития шоу-индустрии задачи, стоящие перед техникой, усложняются. В связи с этим появились устройства непрерывной подачи дыма, устройства с бесшумной подачей пара, устройства, подающие дым вертикально вверх или вниз. Иногда для определенных целей и достижения особенных эффектов используют специальные насадки, такие как шланги, трубы для подачи дыма на расстояние или для задымления значительной площади, вентиляторы принудительной, усиленной подачи дыма в определенном направлении. Разработаны специальные ароматические добавки запахов, которые добавляются в рабочую смесь. Управление подачей дыма производится с дистанционного пульта.
В качестве функций управления можно назвать силу и скорость дымовой струи, таймер подачи дыма (продолжительность и периодичность подачи). Ассортимент современных машин достаточно разнообразен. Разработаны устройства для небольших сцен и клубов, для использования на открытых площадках, подвесные и стационарные варианты, спецсредства имитации задымления на противопожарных учениях, управляемые по протоколу DMX 512, программируемые и с беспроводным дистанционным управлением. Создана единая система управления целым комплексом, включенных в одну линию, и программируемая с центрального универсального пульта.
От типа дымовой жидкости зависит структура пара (легкий, средний или тяжелый). TAS, FAL, JEM, Antari, Le Maitre, Martin, и целый ряд других производителей.
Специальные вентиляторы служат единственной цели – создание плотного направленного потока воздуха на рабочей площадке. Мы говорим о них отдельно по той причине, что они являются эффектом, имитирующим ветер. Понятно, что двигающийся дым смотрится гораздо интереснее, чем однообразная струя в одну сторону. Установив на сцене систему вентиляторов, дизайнер может еще больше оживить развлекательную программу. Отличаются сценические вентиляторы от всех других бесшумностью и способностью создавать достаточно равномерный и объемный воздушный поток, причем с возможностью управления скоростью потока и направления его распространения.
Очень интересна группа спецэффектов – генераторы плотных структур. Тут в полной мере проявляется практически неограниченная фантазия человека. Все, что может летать, сыпаться, выстреливаться на головы веселящихся людей, уже нашло свое техническое воплощение. Самыми известными из подобных устройств являются генераторы мыльных пузырей, снега, пены.
Генераторы мыльных пузырей устройства достаточно простые. Это сочетание фена и емкости с рабочим “веществом”. Однако при кажущейся простоте эффект от их действия может определить настроение аудитории. Несколько более сложные устройства – для генерации пены и снега. Эти устройства напоминают генераторы дыма, использующие диффузионный эффект, т.е. прохождение рабочего вещества из зоны большого давления в зону низкого давления через маленькое отверстие. При этом нагретая жидкость образует охлажденный пар, а охлажденная жидкость со специальными добавками, пену или снежные хлопья. Все современные описанные устройства также имеют возможность программного дистанционного управления и могут быть подключены в единую DMX сеть.
Несколько слов о таинственной отрасли, которая именуется пиротехникой. Находясь в постоянной идеологической борьбе с пожарниками, пиротехника существует и серьезно развивается. Оставим в стороне достижения великих китайских специалистов, которые являются пионерами фейерверков и им подобных развлечений, не будем говорить о военной промышленности. Нас интересуют автоматизированные средства для шоу-программ. К ним можно отнести наиболее распространенные электронные “бомбарды” многоразового действия и дистанционные системы управления зарядами. Бомбарды представляют собой миниатюрные “пушечки”, в которые закладывается заряд. Пушки собраны в каскад по 4 и более “стволов” и объединены по DMX сигналу, что позволяет с филигранной точностью задать время выстрела и подчеркнуть нужный момент сценического действия. Такие устройства можно использовать многократно. Более простыми являются системы одноразового действия, где взрывпакеты раскладываются в нужных местах, объединяются аналоговым управлением в единую группу и приводятся в действие нажатием кнопки. Основная “изюминка” пиротехнических устройств в самом заряде. Визуальных эффектов от взорванного заряда может быть великое множество: фейерверк, искровой фонтан, мини-салют, искро-дымовые шашки и т. д.
Пиротехнические средства подразделяются на средства, используемые в закрытых помещениях, и средства, используемые на открытых площадках. Они различаются величиной заряда и производимым им эффектом. Сейчас пиротехнические системы являются частью общего технического комплекса поэтому для них разработаны унифицированные органы управления, совместимые с управлением другим оборудованием. Оператор может управлять всеми приборами с одного пульта и, четко очень строго прописывать всю программу шоу-представления.
Спецэффекты интересная и перспективная отрасль шоу-техники, достойная отдельного внимания. Правильно подобранные и установленные специальные приборы – великолепное дополнение любого действа. Уже давно никого не удивишь мощными лучами поворотных голов, вспышками стробоскопов и лазерными лучами. Сегодня задача любого заведения, рассчитывающего на возрастающий приток посетителей, – это сделать любое шоу незабываемым, оставить в памяти участника волнующие моменты неожиданных событий и эффектно выделить себя на фоне растущих, конкурентов. Грамотное применение специальных эффектов: генераторов дыма, тумана, «тяжелого дыма», конфетти, открытого пламени, имитаторов пламени, генераторов пены, снега, дождя, вентиляторов, машин мыльных пузырей. Позволит не только скрасить эффект от шоу программы, но и приобрести новых клиентов и партнеров.
Источник: Журнал Шоу мастер, Алексей Битус