Начинающим клубостроителям посвящается
Есть несколько типичных ошибок, из-за которых портится впечатление от проделанной работы...
Есть несколько типичных ошибок, из-за которых портится впечатление от проделанной работы.
Чаще всего деньги на световое и звуковое оборудование выделяются по остаточному принципу.
Недостаток информации о том, какие световые приборы и для чего применяются. Нельзя полагаться на советы непрофессионалов.
Для каждого зала и под определенное музыкальное направление необходимо рассчитать нужное количество звука (по объему и форме помещения) и типы световых приборов (по музыкальному стилю).
Следует помнить, что нельзя сначала делать окончательную отделку, а затем пытаться разместить световую и звуковую аппаратуру, не разрушая созданной красоты. В некоторых случаях это невозможно.
Как правило, в оформление интерьера вкладываются приличные деньги и силы. Приглашают хороших специалистов, художников оформителей. Обязательно делается дизайн проект, составляется смета, все многократно проверяется и утверждается. В общем, к делу относятся серьезно. На оставшуюся, как правило смешную сумму закупается световое и звуковое оборудование.
Возможны и другие варианты развития событий, но их объединяет одно, денег на свет и звук выделяется печально мало. Возникает впечатление, что основная задача управляющего перед открытием заведения (особенно ресторана) - поставить галочку и показать спонсорам, что свет и звук есть. Неправильно подобранные световые приборы могут испортить впечатление от качественного и интересно оформленного интерьера.
Обычно в клубах, дискотеках и ресторанах создается приглушенное, уютное освещение. В таком случае без специальной подсветки не обойтись.
Светом можно и нужно подчеркнуть объем статуй, выделить интересные детали и подчеркнуть материал. Например, в ресторане "У барона Мюнхаузена" в одном из залов на потолке объемная имитация озера. Озеро сделано очень реалистично, но его можно было оживить с помощью проекционного светового прибора, имитирующего блики на воде (уже оживили. Примечание управляющего "БМ") .
Со звуком такая же проблема.
Покупается 2 киловатта звука на зал, где надо 10 киловатт. Затем усиленно и сосредоточенно выкручиваются на максимум регуляторы громкости у микшеров и усилителей, а в глазах, в лучшем случае немой вопрос: "...как и это все?" Да, все.
И не надо плавить катушки динамиков и доводить до белого каления усилители, надо слушать советы специалистов, по возможности выполняя их. Есть только одна проблема, верить или не верить конкретному специалисту. Не секрет, что продавец\специалист может и соврать, а может искренне заблуждаться. Обычно терпеливый и опытный покупатель вычислит среднее арифметическое из советов нескольких свето и звукотехников.
Для того чтобы упростить выбор, надо знать, какие типы световых приборов существуют, их назначение и технические возможности.
Здесь мы рассмотрим основные типы световых приборов (по эффектам которые они создают), не обращая внимания на названия, т.к. фирмы производители могут одинаково назвать разные по производимому эффекту приборы. Например, "Pegasus" от фирмы "GRIVEN" это совсем не то, что одноименный прибор от фирмы Disco Tech.
Итак - все многообразие световых приборов по эффектам, которые они производят, можно разделить на несколько категорий.
Проекционные приборы
Как видно из названия, это аппараты которые, проецируют изображение на какую либо поверхность. Это их основной эффект. Принцип действия независимо от производителя одинаков. Луч света фокусируется, проходит через трафарет (гобо, логотип, слайд), а затем через объектив на рабочую плоскость (например, стену, экран и т.п.) По пути к объективу луч света можно окрасить в любой цвет. Естественно, проекционный эффект в условиях клуба или ресторана (в темноте и в дыму) по пути на "работу" оставляет в воздухе след. Это один или несколько лучей. В случае с видео-проектором, чем меньше внимания привлекает луч, тем лучше.
Видео-проектор - сто процентный проекционный прибор.
К проекционным эффектам можно отнести все приборы, основная задача которых, спроецировать на рабочую поверхность какое либо изображение и все внимание зрителей к проекции. Но большинство проекционных эффектов являются объемно-проекционными. В этом случае основная задача производителя получить от источника света максимально яркую, четкую проекцию (изображение) и плотный, яркий луч чистого цвета. Например, сканер это типичный и самый "умный" представитель объемно-проекционных эффектов. Его луч должен хорошо читаться в объеме и давать четкую проекцию. Объемно-проекционные эффекты часто применяются там, где нет возможности или желания использовать генераторы дыма или слишком яркая засветка помещения.
Есть световые приборы, у которых видимый и основной эффект производят лучи света по пути к поверхности. По стенам, полу и потолку бродят цветные или белые точки. Это довольно симпатично, но не самое главное. Вся прелесть таких приборов в сочных, одного и строго заданного цвета лучах. Т.е. если свет проходит через желтый светофильтр, то и в воздухе луч должен быть желтым, без изменения цвета к краям луча (ситуация идеальная). Такие световые приборы можно назвать объемно лучевыми или объемными. Лучи у таких приборов могут быть как подвижными, так и неподвижными. Чаще всего лучи, все-таки двигаются по разным траекториям. Это может быть очень эффектный, расходящийся веер лучей. Лучи расположены по кругу (как круги на воде) и вращаются вправо и влево. Этот эффект традиционно называется "лунный цветок" или "звездный цветок". Некоторые приборы двигают "лунный цветок" по помещению и делят его на два.
Объемные эффекты с лампой до 250 ватт могут работать на высоте до 4 метров и обязательно требуют затемнения и дыма. Для усиления эффекта применяют генераторы дыма или генераторы тумана. С помощью этих приборов в воздухе создается легкая дымка, и луч света, проходя сквозь туман, становится ярче и лучше виден. Темнота и дым - лучший друг и заклятый враг световых приборов. От этих паров мутнеют линзы, падает яркость и приборы забиваются пылью. Это та цена, которую приходится платить за красоту. Решается эта проблема профилактической чисткой раз в месяц.
Световые приборы, у которых движение лучей связано с музыкой, называют "музыкально активированные" или приборы "со звуковой анимацией".
Часто совершается такая ошибка. Заочно, по каталогам выбирается и покупается не очень эффектный прибор, ориентируясь на картинку и слово "музыкальная активация". Затем покупатель расстраивается, глядя на шар, из которого выходят лучи и слегка покачиваются в такт музыке, а проблема была лишь в неквалифицированном выборе. Во - первых, нельзя абсолютно доверять изображению эффекта, т.к. некоторые невразумительные эффекты очень фотогеничны. И наоборот есть световые приборы, эффекты которых плохо смотрятся на фотографиях, а в жизни просто великолепны.
Например динамичный светодиодный эффект "Tornado Led" практически невозможно снять на камеру или сделать нормальное фото, а визуально эффект смотрится хорошо. Во - вторых, фраза "музыкальная активация" в каталоге говорит лишь о том, что у прибора есть встроенный микрофон, и движения лучей связаны с музыкой. Красота и эффектность этого движения почти никак не связана с функцией "движение от звука". Здесь главное мастерство программиста и качественно изготовленная механика.
В случае, если вы сами не можете увидеть прибор или видите, но не представляете как он будет работать в вашем помещении - лучше доверьтесь специалисту. Риск разумеется останется но это будет меньшее из зол. В любом случае оговорите возможность обмена.
Все световые приборы можно условно разделить на две группы.
Это интеллектуальные, или "intelligent lighting", и эффекты. Интеллектуальными называют все приборы с возможностью программирования от внешнего пульта. Сюда в таком случае могут входить и некоторые генераторы дыма, и стробоскопы. Мы попытаемся провести границу между универсальными, высокотехнологичными эффектами типа сканеры,сканирующие эффекты и всеми остальными, называя все остальное просто световые эффекты.
Разумеется, это не бетонная стена и между ними есть масса промежуточных видов, таких как псевдосканеры (в которых не хватает некоторых функций присущих сканерам). Например, в приборе "Пирамида", которая является сканирующим эффектом, в отличие от полноценных сканеров нет возможности выбирать цвета и гобо (трафареты). Псевдосканеры это недорогая замена сканеров. Они могут применяться как дополнительные эффекты или как основные эффекты в кафе и школьных дискотеках. Есть более совершенные псевдосканеры со сменой цвета и трафаретов, но все это не программируется пользователем.
Интеллектуальные световые эффекты "Сканеры" относятся к разряду объемно - проекционных световых приборов. Они выдают один луч света с возможностью смены цвета и проецируют на пол и стены один трафарет (гобо). Луч перемещается с помощью зеркала, закрепленного на шаговом двигателе. Есть сканеры типа "вращающаяся голова", в которых луч перемещается не с помощью зеркала, а двигается почти весь прибор вместе с лампой и линзами.
Смена цветов и трафаретов происходит по программе или вручную от пульта дистанционного управления по протоколу ДМХ-512. Протокол обмена данными между пультом и сканерами называется ДМХ-512. Этот стандартный цифровой протокол обмена данными, позволяет управлять приборами на большом расстоянии, и достаточно хорошо защищен от помех. С помощью любого ДМХ пульта есть возможность заранее записать статичные световые картины "сцены" и затем объединить их в программы.
Можно выбрать нужный цвет, трафарет и направить в любое место концертного зала или сцены. Имея несколько сканеров, можно с помощью одного пульта управления записать много статичных сцен, а затем объединить их в динамичные программы с регулировкой скорости перемещения лучей. Статичные сцены можно использовать и самостоятельно, выбирая их из банка сцен. В ДМХ пультах информация может храниться без внешнего источника питания до 30 лет.
К интеллектуальным световым эффектам можно отнести и смену цвета или color changer. Этот прибор выполняет всего одну функцию - выдает луч света и окрашивает его в разные цвета. Может и должен использоваться в сложных постановочных шоу-программах, везде где требуется оперативно менять цвета на сцене. Смена цвета может быть и просто эффектом, если его например, направить вдоль стен или на танцевальный пол. Задачи, решаемые с помощью смены цвета, можно решить и с помощью прожекторов. Стоить это будет намного дороже и не будет такой же гибкости в управлении. "Color changer" можно отнести к классу программируемых прожекторов. Смена цвета вместо прожекторов упрощает монтаж оборудования. Один прибор со сменой цвета заменяет от 8 до 16 прожекторов.
Прожекторы чаще используются на рок концертах, ресторанах и в рекламных роликах, там где не нужно много цветов, или где прожекторы типа PAR сами становятся артистами и работают как украшение. Приборы смены цвета управляются по протоколу ДМХ-512, как и сканеры.
Световые эффекты это приборы, которые в отличие от сканеров и независимо от количества лучей, почти не меняют свой эффект и практически не программируются. Например, объемный эффект "лунный цветок" или проекционный эффект "Water light" (блики на воде) от фирмы "Involight".
Световые эффекты бывают с "музыкальной активацией\анимацией" и без нее. Те, которые "без", бывают статичные и динамичные. Статичные,светят одним или множеством лучей в одном направлении и могут еще менять цвет лучей. Динамичные ведут себя более беспокойно и перемещают лучи в пространстве с различной скоростью и так же могут менять цвета.
Прожекторы тоже можно отнести к статичным световым эффектам. Несмотря на простоту этих приборов, с их помощью можно можно создать красивую и достаточно сложную световую картину.
Например:
есть 1-3 лучевые прожекторы, выдающие плоские и полые лучи. Если их соответствующим образом разместить в пространстве и подключить к пульту управления с музыкальной активацией, то получится как в фильме "Звездные войны" при стрельбе лазерами.
Семейство прожекторов достаточно разнообразно. Прожекторы бывают рассеивающие и узконаправленные. С автоматической или ручной сменой сменой цвета, а также одного фиксированого цвета. Простые прожекторы обычно имеют один цветной фильт, который может меняться только вручную и не в процессе работы (шоу). К ним относятся все светильники серии "PAR" и световые узконаправленные пушки для освещения зекальных шаров. Мощность таких прожекторов обычно от 50 до 1000 ватт.
Прожекторы "PAR" они же "Парблайзеры" создают узкий луч с четко очерчеными краями и имеют три угла расширения луча.
1) Узкий луч.
2) Средний луч.
3) Широкий луч.
Световые пушки, разработанные специально для подсветки зеркальных шаров, могут также расширять и сужать луч света, но ступенчато с помощью металлических диафрагм. Просьба обратить внимание, зеркальный шар это вечный и практически не стареющий прибор. Печальный опыт эксплуатации зеркальных шаров связан с тем, что на них светят не теми пушками. Затем делается ложный вывод и больше к этому прибору не возвращаются. Типичная ошибка - не тем светили на шар. Шар не виноват он отдает тот свет, который на него направили. На всех простых прожекторах есть рамка для установки светофильтров. В пушках для зеркальных шаров фильтр изготовлен из жаропрочного стекла с дихроичным напылением и установлен внутри прибора.