Микшер - звуковой пульт
Микшерный пульт, он же микшерский пульт, он же звуковой микшер – порой малозаметная, но крайне важная часть в комплекте звуко-усилительного оборудования любого громкого праздничного мероприятия, дискотеки, концертного зала, студии или домашнего комплекса звукозаписи.
Микшерный пульт, он же микшерский пульт, он же звуковой микшер – порой малозаметная, но крайне важная часть в комплекте звуко-усилительного оборудования любого громкого праздничного мероприятия, дискотеки, концертного зала, студии или домашнего комплекса звукозаписи. К вопросу о терминологии: если Вы обратите внимание, с грамматической точки зрения, правильно писать микшерский пульт, в то время как пользователи Интернета упорно набирают в поиске слова микшерный пульт, микшер, звуковой пульт, дискотечный пульт или диджейский микшер, и даже dj микшер и dj пульт и так далее...
В связи с этим, в рамках данной статьи мы будем использовать разные названия по отношению к одному и тому же устройству - "микшерский пульт" - прибор, предназначенный для микширования, сведения, смешивания сигналов, в нашем случае электрических сигналов звуковой частоты.
В отличие от привычного в быту коммутатора сигналов, когда на усилителе мы выбираем источник сигнала по принципу "либо-либо", будь то тюнер, плеер или DVD , микшер позволяет смешивать все подключенные к его входам сигналы. Очевидно, что в домашнем звуковом комплексе такая функция не востребована, а вот в индустрии шоу-бизнеса без микшерных пультов не обойтись никак.
Классификация, терминология и определения микшерный пультов
Микшеры и микшерные звуковые пульты - какие они бывают?
По области применения звуковые пульты можно разделить на следующие категории:
1. Эстрадные микшерные пульты, концертные (в том числе мониторные) - микшеры, применяемые в концертной деятельности, делятся в свою очередь на стационарные и мобильные.
2. Стационарный эстрадный концертный пульт - сердце звукоусилительных комплексов концертных залов, Домов и Дворцов Культуры. Стационарный концертный пульт может быть внушительных размеров, содержать до 32 и более каналов.
3. Мобильные эстрадные концертные пульты могут быть как большого размера в составе оборудования какой-нибудь известной рок-группы, совершающей турне, так и совсем небольшие, помещающиеся в сумку гастролирующего певца или актёра - одиночки.
4. Диджейские dj - звуковые пульты <предназначены для ведения дискотек и других танцевальных мероприятий, как правило, небольшие, так как ди-джею достаточно двух-трёх линейных каналов и одного микрофонного для ведения дискотеки.
5. Студийные микшерные пульты отличаются улучшенными характеристиками в части искажений и шумов, и могут содержать 64 и более каналов, применяются в студиях звукозаписи для записи и сведения фонограмм.
6. Универсальные микшерские пульты - микшеры, которые, с некоторыми оговорками, можно применять в большинстве из перечисленных областей. Универсальные микшерные пульты обычно недороги, их часто можно встретить на репетиционных точках начинающих музыкальных коллективов.
7. Эфирные пульты вещания - микшерские пульты, используемые на радио и телевидении, отличаются наличием служебных каналов и дополнительных функций компрессии и контроля выходного сигнала, их можно также отнести к специальным микшерским пультам.
8. Специальные микшерные пульты , например, микшерские пульты систем оповещения, микшеры видеосигналов, пульты интегрированные в другие звуковые устройства, и тд.
По принципу действия и режиму работы звуковые микшеры бывают цифровыми и аналоговыми микшерными пультами.
В цифровых пультах каждый источник сигнала, если он уже не в цифровом формате, сначала оцифровывается на входе, и только затем сигналы смешиваются методом математических вычислений, с помощью внутреннего процессора пульта. Вся коммутация, частотная коррекция в цифровых пультах - это также результаты вычислений зашитых в память пульта алгоритмов. На выходе цифрового микшерского пульта сигнал, если это необходимо, снова преобразуется в привычный сигнал, который можно усилить обычным усилителем мощности.
В аналоговых пультах, коих всё ещё большинство, сигнал смешивается на уровне электрических сигналов, как в учебниках по Теории Электрических Цепей. Аналоговые пульты поэтому могут быть также, в самом простом случае даже без питания, то есть пассивными. Пассивный пульт обычно содержит несколько регуляторов громкости и не имеет частотной коррекции сигнала. В пассивном пульте затухание сигнала будет пропорционально количеству смешиваемых каналов.
Обычные же, наиболее распространённые аналоговые микшерские пульты питаются от сети или батареек (минипульты), и содержат большое количество усилительных элементов - транзисторов, микросхем, радиоламп (изыск для любителей). В аналоговом пульте уровень шумов пропорционален количеству смешиваемых сигналов по среднеквадратичной зависимости (коэффициент пропорциональности - 1.4).
Активными же принято считать микшерные пульты со встроенным усилителем мощности. К активному пульту можно сразу подключить обычные (пассивные) акустические системы (звуковые колонки). Таким образом, если Вы располагаете активными колонками, то, в простом варианте, активный пульт Вам уже не нужен!
В эстрадные звуковые пульты бюджетных серий часто встраивается процессор эффектов - цифровой ревербератор или дилей. Такие пульты востребованы в небольших клубах, среди организаторов свадеб и банктов. Пульт с процессором эффектов обычно называют "микшер с обработкой" или "микшер с эффект-процессором".
Микшерный пульт может содержать радиоканалы (приёмники) беспроводных систем, в таком случае в комплекте с пультом поставляются радиомикрофоны с соответствующими передающими частотами. Пульт с радиоканалом называется эстрадная рабочая станция, в которой, как правило, присутствует и встроенный процессор или дилей. Подобные микшерные звуковые пульты очень удобны, если ваша работа связана с частыми переездами и озвучиванием небольших помещений - кафе, ресторанов, клубов. Если же Вам посчастливилось стать владельцем активной эстрадной станции, то Вам, кроме подходящей пассивной акустики, mp 3-плеера и отзывчивой аудитории уже ничего не нужно. Разве что продуманная задорная программа и завораживающий вокал...
Существует ещё масса категорий, на которые можно разделить звуковые пульты, но не будем углубляться в дебри, и прежде чем перейти к рассмотрению особенностей и характеристик основных групп микшерских пультов, разъясним устоявшуюся терминологию.
Что есть что в микшерном пульте?
Рассмотрим всё по порядку, по пути прохождения сигнала, от входных разъёмов до выхода из пульта:
Вход (in) микшерского пульта - разъём, в который подключается источник звукового электрического сигнала.
По подключаемым источникам вход может быть аналоговым (микрофонным - для микрофонов, линейным - для источников фонограмм и синтезаторов, инструментальным - для гитар) или цифровым ( SPDIF , USB и тд). Аналоговый вход по типу разъёма бывает: XLR (микрофонный или линейный), "Джек 6.3" (микрофонный, линейный, инструментальный), RCA - он же "колокольчик" (линейный). По схемотехнике вход может быть симметричный - он же балансный (при разъёме XLR или "Джек 6.3") и несимметричный - он же небалансный (при разъёме "Джек 6.3" или RCA ).
Наиболее стандартные решения это разъём XLR для микрофона, "Джек 6.3" для электроинструментов и источников фонограмм, и RCA , как правило, только для источников фонограмм (CD -проигрывателей, mp 3 - плееров). В бюджетных сериях все входы могут быть реализованы на разъёмах "Джек 6.3", так называемые "универсальные входы". В диджейских пультах все источники, кроме микрофона обычно коммутируются парными разъёмами RCA, в том числе и фонокорректоры виниловых проигрывателей. Конденсаторные студийные микрофоны, требующие фантомного питания всегда подключаются только в разъём XLR.
Балансный, или симметричный вход звукового пульта подразумевает наличие двух сигнальных проводов и одного экрана, в то время как в несиметричном подключении в экране лишь один провод. Симметричное подключение более помехоустойчиво.
Напряжение сигнала линейного балансного входа профессионального стандарта +775мВ и –775мВ, то есть в сумме 1.5В, это общепринятый "0"дБ . Напряжение сигнала линейного небалансного входа - половинка, то есть 0.7В, или же 0.5В. Существует также стандарт -10дБ (200мВ) для подключения к микшеру бытовых источников сигнала - CD -проигрывателей, mp 3 - плееров, тюнеров, и тд.
Стереопара - один, или два, расположенных рядом разъёма, в который (или в которые) подключается источник стереосигнала, всё те же проигрыватели и выходы ноутбуков. Вход стереопары - это вход спаренной ячейки пульта, в которой параметры звукового сигнала регулируются синхронно в обоих каналах, как в бытовом предусилителе.
Ячейки микшерного пульта - собственно то, из чего состоит микшер. По своим функциям ячейки делятся на входные, подгруппы и выходные ячейки. Входная ячейка - часть микшерского пульта от входного разъёма до дочки коммутации с ячейками подгрупп или так называемой общей шины. Подгруппы - ячейки, имеющиеся лишь в больших многоканальных студийных и концертных пультах, позволяют собрать сигнал с нескольких входных ячеек в один (например, всю ритм-секцию, или часть хора) и регулировать параметры суммированных сигналов одновременно. Подгруппы распределяются внутренней коммутацией пульта (кнопками), схемотехнически и визуально располагаясь между входными и выходными ячейками. Во многих пультах подгруппы (когда они имеют свой внешний вход и выход) можно использовать как самостоятельные входные или выходные ячейки. Выходная ячейка или Мастеровая ячейка "master) - соответственно часть микшерского пульта от общей шины (внутренней точки схемы, где все каналы уже смешаны) до выходного разъёма (разъёмов). Выходные ячейки менее выражены, и в общем случае к ним относятся лишь регуляторы выходного уровня. В более сложных пультах в выходных ячейках может присутствовать и частотная коррекция, и другие регулировки.
Регулятор чувствительности входной ячейки - очень желаемая ручка в каждом пульте, служит для согласования уровня источника сигнала с входным уровнем ячейки, и в конечном итоге согласует сигнал с динамическим диапазоном микшерного пульта.
Частотная коррекция - две или более (до 6) ручки, расположенные в верхней части ячеек, с помощью которых регулируется тембральная окраска сигнала. Мы привыкли называть это эквалайзером. Эквалайзер в ячейке может быть графический (обычный, с фиксированными частотами, например, НЧ, СЧ и ВЧ) и параметрический (параметрика) - эквалайзер, в котором можно выбирать частоту регулировки , Гц (одна ручка) и глубину её изменения в сторону увеличения или уменьшения уровня, дБ, (вторая ручка). В студийных и концертных пультах в параметрическом эквалайзере может добавляться третья ручка - добротности, позволяющая регулировать ширину захватываемого спектра. С помощью регулировки добротности и частоты можно вырезать ненужные помехи из сигнала, например, фон сети 50Гц (привет звукоинженерам-неудачникам), или мазолящее ухо "ссс" от пришепётывающего вокалиста.
АУКС (aux), посыл на монитор (мониторная линия), или эффект, или любое другое внешнее устройство. АУКС - это ручка на ячейке (входной или подгруппе), и выходной разъём, соответствующей этой ручке. АУКС в звуковом пульте служит для избирательного посыла сигнала с любой входной ячейки на те или иные устройства в нужном соотношении. В простейших эстрадных пультах может быть лишь один АУКС для посыла на процессор эффектов (который, кстати, может быть и в самом пульте). В большинстве случаев востребовано 2 посыла: один - на общий процессор эффектов, другой на мониторную линию для подзвучивания исполнителей на сцене (или в павильоне звукозаписи), чтобы они могли себя слышать в нужной пропорции, иной, чем в основных акустических системах, направленных на слушателей.
Чем больше в пульте посылов в каждой ячейке, тем довольнее звукорежиссёр. Всего АУКСов может быть и пять и более в больших концертных и студийных звуковых пультах. АУКС может "отсылать" сигнал до регулировок частотной коррекции, и после неё, также он может "отсылать" сигнал до регулятора уровня ячейки, и после него (непосредственно перед общей шиной). В разных ситуациях звукорежиссёру требуется разное включение системы посылов, поэтому в больших пультах с расширенной архитектурой существуют кнопки переключения, расположенные рядом с ручками регуляторов уровня посылов. На этих кнопках так и пишется "до/после" или " pre / past ".
Инсерт (insert), разрыв - разъём на входной ячейке (или подгруппе) звукового пульта, позволяющий включить в путь прохождения согнала дополнительное устройство (компрессор, эквалайзер, де-эссер, и тд). В разъёме инсерта (Джек 6.3) реализуется и посыл сигнала во вне, и его возврат в пульт. Иногда Инсерт можно использовать как дополнительный выход с данной ячейки микшера.
Регулятор панорамы (баланс) расположен обычно в нижней части ячеек, перед регулятором уровня ячейки. Задача его проста и понятна - распределить уровень сигнала между правым и левым каналом, так как микшеры в большей своей части являются стереофоническими устройствами.
О назначения кнопок Соло (solo), Мьют (mute) и Прослушка (pfl) можно догадаться из их названий. Кнопка Соло выключает из тракта микширования все ячейки, кроме выбранной (на которой нажата данная кнопка), таким образом сигнал выбранной ячейки становится солирующим. Кнопка Мьютирования выключает ячейку, при этом регулятор уровня ячейки может оставаться в любом положении - сигнал исчезнет из общего. Кнопка Прослушивания отсылает сигнал с ячейки в канал наушников даже при полностью убранном регуляторе уровня ячейки, и служит для контроля подключённого источника. Перечисленные кнопки очень полезны, хотя в дешёвых сериях микшерских пультов их может и не быть вовсе.
Регулятор уровня сигнала ячейки , он же Фидер или Фейдер ( feeder) - основная ручка в каждой ячейке микшерного пульта, регулирующая громкость источника подключённого к данной ячейке в общем сигнале. Благодаря Фейдерам мы и выставляем нужные пропорции смешивания (микширования) сигналов. Фидеры выходных ячеек называются Мастер (master), мастера, мастеровые, и тд. В самом распространенном виде фейдеры исполняются на ползунковых потенциометрах, отчего их называют ещё и "ползунки", и "движки", в противоположность "крутилкам".
АЦП и ЦАП - аналого-цифровой преобразователь и цифро-аналоговый преобразователь. Первый оцифровывает сигнал, превращая привычный нам аналоговый электрический звуковой сигнал в поток цифр двоичного кода. Второй - из двоичного кода формирует аналоговый сигнал, чтобы его можно было усилить и направить в акустические системы или наушники (чтобы его услышать). АЦП и ЦАП обычно интегрированы в электронно-звуковые устройства - плееры, звуковые карты, и, конечно, пульты. От качества АЦП и ЦАП зависит качество обработки сигнала, и его воспроизведения. АЦП и ЦАП - неотъемлемая часть цифровых микшерных пультов.
Разъём возврата (return) - естественное дополнение системы отсылов. Если Вы отослали сигнал со входной ячейки микшера на внешний процессор обработки, Вам, несомненно необходимо куда-то вернуть обработанный этим процессором сигнал. Вернуть его можно в любую другую свободную входную ячейку пульта, но, если все они заняты, вернуть сигнал можно в специально существующий отдельный разъём (или два разъёма - стереопару), у которого как правило, есть ещё и собственный регулятор уровня. Схемотехнически через разъём Return сигнал коммутируется в общую шину, смешиваясь с выходным сигналом микшерского пульта. Таким образом, разъём Return - это ещё один вход, не имеющий никаких регуляторов, кроме уровня, и его можно использовать, в том числе, и для подключения источников фонограмм, например.
Фантомное питание - неотъемлемый атрибут студийных, театральных и концертных микшерских пультов, в комплексах, где используют транзисторные конденсаторные микрофоны. Система фантомного питания служит для подачи напряжения питания на микрофон через сигнальный разъём. Более подробно фантомное питание рассмотрено в статье о микрофонах . Касательно микшеров, удобно, когда есть возможность включать и выключать фантомное питание на каждой из входных ячеек, но чаще на микшерном пульте существует лишь одна кнопка общего включения фантомного питания, подающее напряжение +48В на все микрофонные разъёмы.
Кросс-фидер (cross feeder) - самонаклад для поперечной подачи (такую формулировку я нашёл в сети) - атрибут dj -пультов, - регулятор уровня двух стереопар, позволяющий ди-джею одной рукой, одним движением, плавно перейти (смикшировать) от одной фонограммы к другой, избежав провала в уровне сигнала. В среднем положении кросс-фейдера мы слышим обе фонограммы в равной пропорции, а в крайних положениях - лишь каждую из них в отдельности.
И, наконец, выход пульта (out) - разъёмы, с которых снимается выходной, смикшированный сигнал, обозначаются обычно main out (основной выход). Уровень громкости выходного сигнала регулируется ручками master (main master). В профессиональных пультах выходные разъёмы стараются делать балансными (симметричными) с разъёмом XLR . В бюджетных сериях чаще попадается "Джек 6.3", который по схемотехнике может быть как балансный, так и не балансный. С выходных разъёмов звуковых пультов сигнал попадает либо в записывающее устройство (в студиях, при сведении), либо в усилители мощности портальных систем (концертные пульты), либо в преусилители передатчиков (эфирные пульты). Во многих звуковых пультах, для удобства, выходной сигнал дублируется на несколько разъёмов, например на разъёмы RCA , которые подписываются to tape (на плёнку, на магнитофон) - так сложилось исторически.
Характеристики, эксплуатация и тенденции микшерных пультов
Микшер в звуковом комплексе: параметры и характеристики
В первой части статьи о микшерах мы коротко рассмотрели терминологию, названия органов коммутации и управления звуковых микшерных пультов. Теперь рассмотрим наиболее важные технические характеристики микшеров.
Количество каналов микшерного пульта напрямую зависит от области использования. Например, в домашней студии , где звукозапись осуществляется чаще методом многократной последовательный записи разных источников сигнала, достаточно микшера с парой микрофонных входов, как можно более качественных, и парой стереопар. На микрофонных входах также неплохо иметь фантомное питание для конденсаторных микрофонов. В большой профессиональной студии звукозаписи, где пишутся оркестры будет стоять пульт каналов на 32, а то и на 64. Для небольшого клуба , в котором, тем не менее, регулярно выступают живые музыканты, понадобится звуковой пульт, минимум на 8 универсальных каналов. Если же клуб ориентирован на dj -вечеринки , достаточно будет ди-джейского пульта с 2 микрофонными входами и 2-3 стереопарами. Эстрадные концертные пульты, с которыми по концертным залам и стадионам гастролируют уважающие себя рок и поп группы будут насчитывать от 12 до 24 универсальных каналов.
Стоит также обратить внимание, каким образом производитель посчитал количество каналов звукового пульта. Например, в 10-ти канальном микшере может оказаться лишь 5 эффективных каналов. Как это получается? Рассмотрим подробнее. Пусть в микшере имеется 2 микрофонных монофонических входа, 2 стереопары, 1 вход " from type " и 1 Return (возврат с эффекта). Каждая стереопара - это 2 спаренных монофонических канала, и, даже если регуляторы параметров этих каналов полностью совмещены, принято считать, что стереопара - это 2 канала пульта, а 2 стереопары, соответственно - 4 канала. Вход " from type " или просто " type " - пережиток прошлого, возврат линейного сигнала с пленочного магнитофона, реализовать производителю этот дополнительный вход несложно, стоимости он практически не добавляет - одна кнопка и один или два разъёма, никаких регулировок, даже уровня такой вход не подразумевает, но, поскольку вход " type " стереофонический, некоторые ушлые производители также считают его как ещё 2 входа.
И, наконец, Return , который Вы задействуете чтобы подключить к микшеру ваш любимый процессор эффектов, несмотря на одну ручку регулировки (уровня), так же считается 2 входами, как стереофонический вход. По сути же в такой пульт Вы можете включить лишь 2 микрофона, 2 CD -проигрывателя (плеера, ноутбука) и 1 процессор эффектов. Те есть полноценно работать на таком микшере Вы можете лишь с пятью источниками.
Структура частотной коррекции микшерных пультов также зависит от назначения микшера. Эстрадные концертные пульты всегда имеют расширенные возможности частотной коррекции (эквализации) - параметрические эквалайзеры на несколько частотных полос, от трех до пяти - для настройки живого звука всегда важны нюансы. Клубным и ресторанным певцам и актерам, работающим под минус, достаточно привычного двух- трехполосного регулятора тембра на фиксированных частотах в универсальном микшере - фонограммы уже сведены, возможности своего голоса известны, да и настройка не должна занимать много времени. Для студийного пульта самое лучшее качество эквалайзера - возможность исключить его из пути прохождения записываемого звукового сигнала, ну, а при использовании - как можно меньший шум, и как можно большая прозрачность передачи сигнала.
Касательно эквалайзера микшерского звукового пульта, в спецификации как правило отражается несколько параметров - это глубина коррекции в дБ (обычно, 12 или 15дБ), то есть насколько сильно Вы можете осуществить коррекцию тех или иных частей спектра, и собственно частоты, на которых осуществляется коррекция (например, 100Гц НЧ и 10кГц ВЧ). В больших студийных и концертных пультах частоты коррекции можно также плавно регулировать, как и глубину.
Количество желаемых посылов (ауксов) микшера зависит от структуры звукового комплекса. Для живых выступлений музыкальных коллективов ауксов, используемых в основном в качестве мониторных линий никогда не бывает много, даже если их больше 6. В домашней студии звукозаписи, если Вы пишете сами себя, аукс может так и не быть востребован, однако, при записи других исполнителей, возможно, понадобится один или несколько посылов на мониторы музыкантов-исполнителей (например, для контроля в наушники вокалисту или гитаристу). Для работы на эстраде, в малых клубах и на корпоративах, если в микшерном пульте нет хорошего процессора эффектов (эффект-процессора), один посыл будет необходим для подключения внешнего ревербератора, и второй - для мониторной линии, если она есть.
Принципиально важный параметр микшерного пульта - это общий уровень шума на выходе микшера. Общий уровень шума формируется из шума ячеек, и вычисляется как среднеквадратичная сумма шума всех задействованных ячеек пульта. Уровень шума зависит от архитектуры (структуры) микшера, и от применённой в каждом отдельном блоке схемотехники и элементой базы (то есть от стоимости). Наиболее строгие требования к уровню шумов предъявляются, конечно, в профессиональных звукозаписывающих студиях, речь идёт о таких значениях, как -100...-110дБ. Важны шумовые показатели и в концертных многоканальных пультах, где одновременно используется более 10 каналов. Универсальным же пультам бюджетных серий вполне допустимо иметь этот параметр в пределах 80...90дБ, если речь идёт о работе одного-двух радиомикрофонов под минус.
Выбирать ли микшерский пульт на крутящихся (вращающихся) регулятора х уровня или на движковых (ползунковых) фидерах (фейдерах, фидерах, от слова feeder ) - дело вкуса. В вещающей студии, или концертом зале, или театре всегда стоят пульты с ползунковыми регуляторами - они нагляднее и эргономичнее. В бюджетных сериях вполне оправданы "крутилки", а, при эксплуатации микшера в уличных условиях на открытом воздухе, вращающиеся регуляторы будут даже предпочтительнее, так как они лучше защищены от попадания вовнутрь влаги и пыли.
Микшерные пульты постоянно совершенствуются, касательно дополнительных встроенных функций и опций. Если ещё в 80-е годы встроенные процессоры обработки звука были уделом только очень дорогих моделей, то в настоящее время редкий бюджетный звуковой пульт обходится без цифрового дилея (эффекта задержки сигнала, эхо). Современные пульты все чаще оснащаются компрессорами во входных микрофонных ячейках, что действительно удобно, нужно лишь отдавать себе отчет в том, что встроенный компрессор вряд ли окажется аналогом отдельного топового компрессора того же производителя, и что подобные встроенные динамические обработки ориентированы не на студийную работу, а бюджетные проекты озвучивания небольших клубов и ресторанов.
Тем не менее, цифровые звуковые процессоры, встраиваемые в микшерные пульты (ревербераторы, Hall , Room , Plate и тд) вполне могут отвечать уровню отдельных недорогих эффекторов ( Alesis, Art, Yamaha и тд).
Возможность совместить микшерский пульт с другими устройствами звукового тракта (процессоры обработки, усилители мощности, радиоканалы) не покидала, и никогда не покинет инженеров-разработчиков. Уже сейчас существуют эстрадные станции, включающие в себя и микшерный пульт, и эффектор, и усилитель мощности, и приемники радиомикрофонов. Однако такие устройства все ещё сложны в изготовлении и настройке и дороги для потребителя. Наибольшее распространение получили активные микшеры и микшерные пульты с радиоканалами.
Бесспорно, с внедрением цифровых технологий, импульсных блоков питания и импульсных усилителей, работающих в классе Д, вес и габариты (в данном случае - толщина) микшерских пультов будут постоянно уменьшаться, а функциональность и качественные показатели - увеличиваться.
Уже нет смысла открывать спецификацию микшера, чтобы узнать его частотный диапазон, - очевидно, он будет не менее 20...20000Гц, а уровень шума будет не выше -75дБ, что вполне достаточно для клубного и эстрадного озвучивания. При выборе звукового пульта , как и при выборе многих других звуковых профессиональных устройств, лучше ориентироваться на стоимость прибора. Именно на цене микшера отражается стоимость комплектующих и качество сборки, а значит, таких параметров, как надежность и износостойкость. Политика раскрученных брэндов-производителей - предлагать под своим именем бюджетные серии микшерских пультов, которые дешевизной полностью соответствуют и сроку эксплуатации. В то время как малоизвестный производитель может предложить пульт той же конфигурации немного дороже, но зато качественней.
Автор: Александр Филин